Как вы думаете камрады, почему восстали гладиаторы?
это был просто бунт или восстание имело более глубокие причины?
Форум серии игр Total War - Rome II, Shogun II, Napoleon, Empire, Medieval II, Rome, Medieval, Shogun, скачать моды Total War, моддинг игр Total War
Клинки, копья, шиты, тризубцы, палицы это нереальное оружие у гладиаторов?Чжан Гэда пишет:Ну и что? Где тут РЕАЛЬНОЕ оружие противников Рима?
А причём здесь оружие противников? Что сунули в зубы тем и дерись.Чжан Гэда пишет:противников
Для того и существовали лудосы, дабы из рабов сделать гладиаторов. Обучив их драться любим видам оружия. И не только оружием противников, но и сугубо римским (если такое и существовало )Чжан Гэда пишет:Да, для оформления оружия гладиаторов использовались некоторые характерные черты вражеского оружия, но "фракийцы" или "галлы" на арене ни на волос не походили на фракийцев в Родопах или галлов на Марне, сражающихся против легионеров.
Алхимик пишет:Клинки, копья, шиты, тризубцы, палицы это нереальное оружие у гладиаторов?
Алхимик пишет:А причём здесь оружие противников? Что сунули в зубы тем и дерись.
Алхимик пишет:Для того и существовали лудосы, дабы из рабов сделать гладиаторов. Обучив их драться любим видам оружия. И не только оружием противников, но и сугубо римским (если такое и существовало )
Порой попадали туда и свободные люди, привлеченные либо даровым кровом, готовой едой и надеждой на сытую жизнь в будущем, либо возможностью обогатиться, а также стремящиеся к блестящим победам и опьяняющей славе. Именно последним обстоятельством можно объяснить появление целого ряда законодательных актов I в. до н. э.—I в. н. э., касающихся участия римских граждан в гладиаторских боях. Еще в 38 г. до н. э. был принят закон, запрещавший сенаторам, а потом и всадникам, выступать на арене в качестве гладиаторов, но он слишком часто нарушался. Император Тиберий для исправления нравов общества по этой причине осудил на изгнание многих распутных юношей из высших сословий. Особого успеха такие карательные меры не возымели, и в 69 г. н. э. вышел указ императора Вителлия, строжайше запрещающий «римским всадникам позорить себя участием в гладиаторских боях». Сообщающий об этом Тацит добавляет, делая небольшой экскурс в недавнее прошлое: «При прежних принцепсах их склоняли к этому деньгами, а чаще силой; многие муниципии и
58
колонии наперебой старались подкупить наиболее развращенных из своих молодых людей, чтобы сделать их гладиаторами» (Tac. Hist. II. 62). Позднее в одном из своих трактатов Тертуллиан неодобрительно восклицал: «Скольких бездельников тщеславие побудило взяться за ремесло гладиатора, а некоторые из тщеславия даже участвуют в звериных травлях и считают, что шрамы от когтей и зубов сделают их привлекательнее» (Tert. Ad martyr. 5).
Могли быть и другие причины: одним из любимых упражнений в риторских школах были сочинения на тему о благородном юноше, который, жертвуя честью и добрым именем, нанимался в гладиаторы за деньги, чтобы предать погребению отцовский прах или помочь другу. В действительности подобные случаи встречались редко, поскольку, по крайней мере в Италии, законодательство ставило перед таким человеком ряд препятствий, которые должны были заставить его передумать. Доброволец должен был объявить народному трибуну свое имя, возраст и получаемую сумму, но тот мог не согласиться на заключение сделки, если считал его негодным для такого ремесла по возрасту или состоянию здоровья (Iuv. 11.5—8). При этом сумма, за которую человек продавал свою жизнь и свободу, была достаточно скромной: по закону не больше 2 тысяч сестерциев. Столько же стоил раб, не обученный никакому ремеслу. Тем не менее такие волонтеры составляли примерно пятую часть всего населения гладиаторской казармы . Фактически они становились «юри-
2 Wisdom S. Op. cit. P. 13.
59
дически мертвыми» и давали официальную клятву в том, что на срок действия договора их можно «жечь, заковывать в цепи, сечь и убивать железом». Платой за каждое выступление становились все те же две тысячи сестерциев. В случае продления договора гонорар увеличивался сразу в шесть раз. С другой стороны, чтобы немедленно разорвать контракт, требовалось заплатить немалый выкуп. Отличительной чертой свободных гладиаторов было обязательное упоминание в связи с ними родового имени, например: Тит Клавдий Фирм, тогда как рабов обозначали просто по именам. Впрочем, иногда и те и другие скрывались за псевдонимами, как правило, имеющими отношение к птицам (Голубь), животным (Лев, Тигр), мифологическим персонажам (Гермес, Геркулес, Ахиллес) либо к отличительным качествам конкретного человека (Непобежденный, Отважный).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
ГОРОНЧАРОВСКИЙ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ
Ведущий научный сотрудник Отдела истории античной культуры ИИМК РАН, доктор исторических наук
Родился в 1954 г. в г. Ленинград.
Окончил исторический факультет ЛГУ, кафедру археологии (1976).
Учителя: М.Б. Щукин, И.Г. Шургая.
Кандидатская диссертация: "Эллинистический Пергам и Северное Причерноморье (К проблеме контактов)" (1985). Научный руководитель И.Г. Шургая.
Докторская диссертация: "Военное дело и военно-политическая история Боспора в середине I в. до н.э. – середине III в. н.э. " (2005).
Научные интересы: античная археология Северного Причерноморья и Восточного Средиземноморья, военное дело античного мира, святилища.
Служебная деятельность: с 1980 г. – н. вр. – ЛОИА/ИИМК РАН (н. вр. – в.н.с.).
Научно-организационная деятельность: член Диссертационного совета ИИМК РАН.
Экспедиционная деятельность: с 1972 г. – Илурат, Порфмий, Алтын-депе, Старая Ниса, Березань, хора Херсонеса, пос. Героевка-1 на хоре Нимфея, Семибратнее городище (Лабрис), Горгиппия. В 1982–1994 и 1999–2000 гг. – начальник Илуратского отряда Боспорской экспедиции. В 2001–2009 гг. – начальник Семибратнего отряда Боспорской экспедиции. В 2008–2011 гг. – начальник Кипрской экспедиции.
Членство в научных организациях: член Одесского общества истории и древностей.
Научные публикации – 162 научных и научно-популярных публикаций, в том числе:
Монографии:
Между Империей и варварами: военное дело Боспора римского времени. СПб. 2003;
Военная история и военное дело Боспора Киммерийского (VI в. до н.э. – середина III в. н.э.). СПб. 2009 (в соавт. с Ю.А. Виноградовым);
Арена и кровь: римские гладиаторы между жизнью и смертью. СПб. 2009;
Спартаковская война. СПб. 2011
Статьи:
Илуратский катафрактарий // ВДИ. 1. 1987. С. 201–213 (в соавт. с В.П. Никоноровым);
Боспорская кавалерия первых веков н.э. // ΑΝΑΧAΡΣΙΣ (Херсонесский сборник. XI). 2001. C. 72–85;
Боспор и Рим в правление Митридата VIII // Античное государство: политические отношения и государственные формы в античном мире. СПб. 2002. С. 197–206;
Крепость Илурат: итоги изучения (к 175-летию начала исследования) // Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья. Керчь. 2002. С. 68–77;
Римско-боспорский кофликт 40-х гг. I в.н.э. // ВДИ. 3. 2003. С. 129–138;
Стратегия и тактика боспорской армии первых веков н.э. // Материалы V Боспорских чтений. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Этнические процессы. Керчь. 2004. С. 96–103;
Военно-политическая история Боспорского царства со второй половины I до середины III в. н.э.: от прочного союза с Римом до Готских войн // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. 4. СПб. 2005. С. 337–358;
Fortifications of Iluraton // Fasciculi Archaeologie Historicae. XVI. Lodz. 2005. P. 1–14;
Rural Settlements of the Archaic Period in the Chora of Nymphaion // Milesische Forshungen. 5. Berlin. 2006. S. 580–589;
Оборонительная система Илурата // РА. 4. 2006. С. 146–157;
В. Ф. Гайдукевич и изучение Илурата // Боспорские исследования. XIII. 2006. С. 179–188;
Аспургиане и военно-политическая история Боспорского царства на рубеже н.э. // Греки и варвары на Боспоре Киммерийском VII–I вв. до н.э. СПб. 2006. С. 43–53;
К вопросу о конструкции боспорских седел I–III вв. н.э. // Antiquitas Aeternae. 2: Война и военное дело в античном мире. Саратов. 2007. С. 324–334;
Iluraton: A Fortress of the 1st-3rd century AD on the European Kimmerian Bosporus // Ancient Greek Colonies in the Black Sea 2 – Vol. II. BAR. IS. 1675 (II). 2007. P. 897–926;
Седло в комплексе снаряжения верхового коня в римское время // Fasciculi Archaeologie Historicae. XXI. Lodz. 2008. P. 9–14;
Лабрис (Семибратнее городище): синдский город или греческий эмпорий? // Международные отношения в бассейне Черного моря в скифо-античное и хазарское время. Ростов-на-Дону. 2009. С. 99–106;
Лабрис (Семибратнее городище) и синды (по материалам полевых исследований Боспорской экспедиции в 2001-2008 гг.) // Боспорские исследования. XXII. Симферополь; Керчь. 2009. С. 150–187;
Сцены "охоты" в росписи пантикапейского склепа 1841 г. // Fasciculi Archaeologie Historicae. XXII. Lodz. 2009. P. 41–48;
Спартаковская война и другие восстания гладиаторов // Краеугольный камень. Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. I. М. 2010. С. 194–219;
A Silver Rhyton with Representation of a Winged Ibex from the Forth Semibratniy Tumulus. Cultural Influences in Sindike in the Fifth to Forth Century BC // Achaemenid Impact in the Black Sea. Communications of Powers. Kobenhavn. 2010. P. 87–101;
Cult complexes discovered by the Bosporan expedition of the Institute for History of Material Culture, Russian Academy of Sciences (SPb) // Ancient Sacred Monuments in the Black Sea. Thessaloniki. 2010. P. 367–398 (в соавт. с M.Ju. Vakhtina, Ju.A. Vinogradov);
Археологическое изучение Илурата // Поль Дюбрюкс. Собрание сочинений. I. СПб. 2010. С. 486–500;
Синды // Античное наследие Кубани. 1. М. 2010. С. 218–235 (в соавт. с А.И. Иванчиком);
К вопросу о римском военном присутствии на Боспоре // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. 9. СПб. 2010. С. 289–298;
Семибратние курганы: анализ конструкции и инвентаря погребальных сооружений // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Взаимовлияние культур. XII Боспорские чтения. Керчь. 2011. С. 84–93;
Спартак и римское военное искусство // In tempore belli et pacis. Ksiega pamiątkowa dedukowana prof. dr. hab. Janowi Szimchakowi w 65-lecie pracy naukowo-dydaktycznej. Warszawa. 2011. S. 91–104;
Римское военное присутствие на Боспоре (новые данные и старые гипотезы) // Non sensistis gladios. Studia ofiarowane Marianowi Gloskowi w 70 rocznice urodzin. Lodz. 2011. S. 135–143;
Синдика в период возведения Семибратних курганов // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. 10. СПб. 2011. С. 115–140.
Смотря кто. Возможно, снобистская аристократия. Что, впрочем, не мешало им нанимать бывших гладиаторов в качестве телохранителей, сторожей, вышибал.rutalex пишет:ZHAN, я бы не сказал, что профессия гладиатора была уважаема. На гладиаторов смотрели с презрением. Почему и подробности тоже можно найти по ссылке.
Разумеется. Задача форумов - донести это придуманное до широких масс ))Чжан Гэда пишет:Ничего никто не выдумывает - все придумано до нас
Вот, зря Вы по моей ссылке не сходили.ZHAN пишет:Смотря кто. Возможно, снобистская аристократия.rutalex пишет:ZHAN, я бы не сказал, что профессия гладиатора была уважаема. На гладиаторов смотрели с презрением. Почему и подробности тоже можно найти по ссылке.
Все это никак не показывает отношения общества к гладиаторам и не противоречит тому, что отношение это было, скажем так, не очень....ZHAN пишет:
Гладиатор - профессиональный боец, демонстрирующий свое искусство на потеху зрителям. Они были нарасхват в Италии, их приглашали выступать на погребальных играх, проходивших на городской рыночной площади, а не в амфитеатрах. Гладиатором мог стать дезертир, осужденный преступник, раб или свободный человек. Гладиаторы жили при школах и пользовались определенной свободой. Гладиаторы не обязаны были биться насмерть. Императорский вердикт о смерти, выраженный в жесте (опускание большого пальца) не вошел в обычай. Республиканские гладиаторы были выгодным вложение денег. Они должны были провести тридцать боев за шесть лет. Лучшие гладиаторы становились настоящими народными героями. У Цезаря были тысячи таких бойцов, расквартированных в школах в окрестностях Капуи и Равенны. Он нанимал их по всей Италии.
rutalex пишет:Скажем, освободился гладиатор, вольным стал, вольным умер, но его на обычном кладбище хоронить запрещают.
ZHAN пишет:Гладиатор - профессиональный боец, демонстрирующий свое искусство на потеху зрителям. Они были нарасхват в Италии, их приглашали выступать на погребальных играх, проходивших на городской рыночной площади, а не в амфитеатрах. Гладиатором мог стать дезертир, осужденный преступник, раб или свободный человек.
Верно. Но мы должны ограничиться периодом поздней республики.Чжан Гэда пишет:ЕМНИП, первоначально гладиатор - это военнопленный, сражающийся насмерть у погребального костра павших воинов победителя. И опять-таки, ЕМНИП, это еще этрусское изобретение.
Какие кладбища??? >>> "Его на обычном кладбище хоронить запрещают".ZHAN пишет:
Какие кладбища? Их кремировали! :D
"Этруски правили Римом. Три последних римских царя — из этрусской династии. Римляне взяли у этрусков все — от религии и обычаев до названий должностей. Можно сказать, что у Рима была этрусская душа.Чжан Гэда пишет:
первоначально гладиатор - это военнопленный, сражающийся насмерть у погребального костра павших воинов победителя. И опять-таки, ЕМНИП, это еще этрусское изобретение.
Ага! И Цезаря кремировали именно поэтому!rutalex пишет:Потому, очевидно, и кремировали
Чего-то я не понял Вы намекаете на то, что всех римлян не на кладбищах хоронили, а кремировали? И что? А потом их куда???ZHAN пишет:
Ага! И Цезаря кремировали именно поэтому!
Родственникам на хранение. Урны с прахом предков хранили вместе с ларами.rutalex пишет:И что? А потом их куда?
"Самыми древними христианскими свидетельствами в Риме были кладбища. По римским законам, все места погребения должны были находиться за городской чертой, поэтому многие кладбища появлялись возле дорог, ведущих в город. "ZHAN пишет:Родственникам на хранение. Урны с прахом предков хранили вместе с ларами.rutalex пишет:И что? А потом их куда?
Вероятно. Читал литературу, где прямо так и говорилось.Чжан Гэда пишет:Сосуществование трупосожжения и трупоположения в Риме возможно?
Вот, собственно:rutalex пишет:
Мне теперь только интересно, хранили ли урны с прахом в домах, и насколько широко это было распространено, если хранили.
|
|