«Total World - Русский Центр Total War»

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
«Total World - Русский Центр Total War»

Форум серии игр Total War - Rome II, Shogun II, Napoleon, Empire, Medieval II, Rome, Medieval, Shogun, скачать моды Total War, моддинг игр Total War


Участников: 2

    Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:20

    Тема по монголам и Монголии до самой революции 1921 г., а не о татаро-монгольском нашествии, обсуждение которого традиционно составляет обязательный компонент каждого исторического или околоисторического форума.

    В общем, кроме нашествия на Русь, в Монголии было много чего еще, в т.ч. нашествия в другие страны. И не только. Так что присоединяйтесь.

    Для начала немного справочной информации.

    История переселения монголов в Халха-Монголию начинается примерно с Х в., когда в результате войн тюркское население Халхи было частично истреблено в войнах между уйгурами и кыргызами, частично откочевало на запад.

    Если кидани в первой половине Х в. освоили только восток современной Монголии, то исход верхнеамурских и забайкальских монголоязычных племен на юг и запад от мест первоначального расселения позволил монголам занять огромные территории, доходящие до Алтая.

    Генезис монголов очень интересовал китайцев в первой половине XIII в. Самоназвание монголов записывалось несколькими способами, что свидетельствовало о сравнительно недавнем появлении этого этнонима, еще не стандартизированного в единой утвержденной форме записи иероглифами - манхоэр, мэнъу, мэнва, мэнгу и т.д. В результате со второй половины XIII в. устоялось написание мэнгу, ставшее традиционным для последующей китайской историографии.

    Попытка связать монголов с древними жителями бассейна Амура таким китайским автором, как Чжао Хун, посетившим ставку Мухали в 1221 г., в свете современного состояния изучения вопроса не кажется неуместной - современная парадигма такова, что монголы считаются потомками кочевавшей на территории Маньчжурии группы племен дунху, среди которых были племена шивэй. Их считают наиболее прямыми предками монголов.

    Родственные монголам по языку племена татар (дадань, дада, татань - не имеют ничего общего с населением современной волжской Татарии, но достаточно четко связаны с отюреченными впоследствии крымскими и сибирскими татарами) фиксируются китайскими источниками в Ордосе и Чахаре примерно с VIII в. В XIII в. происходит частичное истребление монголами восточной группировки татарских племен, и инкорпорация в состав монгольского народа западной группировки, кочевавшей на территории современных Цинхая и Синьцзяна.
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:21

    Монголы - это не один народ, а целая группа. Правильнее говорить о монгольских народах по аналогии с тюркскими, германскими или славянскими. Основные, наиболее многочисленные - халха-монголы (МР), южные монголы (АРВМ КНР), калмыки и буряты.

    Монгольские языки:
    Северномонгольская группа
    Старописьменный монгольский язык (классический старописьменный монгольский язык) — общий литературный язык всех монгольских племен с 13 по 17 в. Фиксирован более чем 100 памятников XIII - XIV вв., дающих представление о самой ранней известной стадии монгольского языка и позволяющих изучить историческое развитие грамматики, фонетики и словарного состава монгольских языков.
    среднемонгольский язык (13-16 вв.)
    бурятский извод
    современный литературный язык Внутренней Монголии (Китай)

    Центральномонгольский кластер — включает 3 языка, структурно являющихся наречиями одного языка
    современный монгольский язык:
    1. халха-монгольский (халха) литературный язык — Монголия
    2. восточный, центральный и южный диалекты — Монголия и Китай
    3. ордосский диалект — занимает промежуточное положение между центрально- и западно-монгольским языками — Китай
    бурятский язык (бурят-монгольский) — Россия, Монголия и Китай
    хамниганский язык (язык монголизированных эвенков Забайкалья)

    Западномонгольские языки
    ойратский классический (литературный) язык
    калмыцкий язык
    ойратские диалекты Китая и Монголии

    Южномонгольская группа
    шира-югурский язык — лексически более близок северномонгольским языкам.
    монгорский язык (ту, широнгол-монгольский). В западной литературе обычно разделяется на два языка, соответствующие принятым в советской традиции диалектам хуцзу и минхэ.
    баоаньско-дунсянский кластер
    баоаньский язык
    дунсянский язык
    канцзя

    Могольская группа
    могольский язык — Афганистан

    Киданьская группа
    киданьский язык † — язык киданей
    предположительно, даурский (дагурский) язык

    Прочие древние языки
    сяньбийский язык † — язык племени сяньби, обитавшего во II — IV вв. на территории современной Внутренней Монголии, IV в. завоевавшего совместно с племенем табгачи Китай в и основавшего «поздневэйскую» династию Тоба, просуществовавшую до середины VI в.
    табгачский диалект †
    язык ухуаней † - племени, существовавшего одновременно с сяньби и являвшегося, как и сяньби, потомками племен группы дунху
    предположительно - жужаньский † (данные очень противоречивы, хотя в работах В.С. Таскина и японских монголистов эта идея проводится очень последовательно на основании данных ономастики и топонимики)
    предположительно - языки племен дунху † (но тут вопрос - скорее всего, в этот момент тюрки и монголы еще не разделились окончательно и языки еще не разошлись между собой).
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:21

    Первые сложносоставные (в этом случае - усиленные) луки появились у прибайкальских племен в II тыс. до н.э., развившись к XII в. в лук монгольского типа, идеальный для скоростной стрельбы на средние и короткие дистанции. Отличительная особенность - основным усиливающим элементом стала фронтальная веслообразная накладка, концевые накладки бывают или ассиметричными, или отсутствуют, лишь изредка имеются симметричные концевые накладки.

    Обычная практическая дистанция стрельбы - до 60 м. Минимальная дистанция вхождения в соприкосновение с противником и обстрела из луков на скаку - 20 м. Обычно этот маневр производился на дистанции от 20 до 40 м., но не более 60 м. Большие дистанции обстрела (неприцельного) были возможны при спешивании или стрельбе конников с места.
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:21

    Свидетельства Чанчуня (1220), Чжао Хуна (1221), Пэн Дая, Сюй Тина (1233), Плано Карпини и Ц. де Бридиа (1247), Гиойма Рубрука (1255) и множества других авторов XIII - XIV вв. дают подробную картину вооружения монгольских воинов. О дальнейшем состоянии этого вопроса, как правило, информация гораздо менее известна широким кругам. Даю сводку по документам:

    1) Кодекс Алтан-хана Тумэтского (Шуньи-ван китайских источников), ор. 1572-1582 гг.:
    4. Дела о кражах

    21) Если кто-то украдет имущество, коня или корову, с него взять одного человека и штраф девять девяток. Если у вора не окажется средств для уплаты штрафа, взять с него то, что возможно.

    22) Если кто-то осуществит кастрацию, [взять] три девятки. Если самец кастрирован по просьбе [владельца (?) – Р. П.], штраф не брать; в противном случае – пять девяток. За жеребцов, верблюдов, быков, овец или козлов [взять] три девятки.

    23) Если кто-то украдет гриву кобылы, [взять] девятку, если хвост – три девятки. Если хвост коровы – пять девяток.

    24) За осеннюю верблюжью шерсть [взять] лошадь и вола; за [двусоставные] волосяные путы 56 верблюда – двух лошадей; за недоуздок верблюда – одну лошадь.

    25) За конскую узду или недоуздок из овечьей шерсти взять овцу.

    26) За [трехсоставные] конские путы – три лошади; за [двусоставные] конские путы – две лошади; за коровьи путы – двух волов; за повод – одного вола.

    27) Если молочная водка, перебродившее молоко, молоко или кумыс злонамеренно похищены со склада и выпиты, с каждого [соучастника] [взять] пятерку.

    28) Если кто-то украдет провиант у воинов во время похода, [взять] три девятки. За кражу веревки у воинов во время похода взять три лошади. За кражу веревки у воинов на стоянки взять две лошади. Если взято с разрешения начальника, наказания не применять.

    29) За такие предметы, как трутницы, рашпили, силки, копья, железные медальоны, серебряные уздечки, железные таганы, медные шлемы, наплечники, лисьи… (?), пояса, серебряные пояса, каменные пьедесталы (?) или женские головные украшения… три девятки.

    30) За такие предметы, как мечи, ножи, ножницы, зубила, щипцы, серпы, топоры, молоты, наковальни, щипцы для шерсти (?), напильники, шаваны [инструмент ювелира для изготовления золотых или серебряных [130] нитей – Ш. Б.], пилы, сети, пояса, седельные сумки, шапочные ленты, кожаные сумки, унты и другие изделия из кожи штраф – пятерка.

    31) Таков закон: 57 за живое существо – живое существо, за неодушевленный предмет – неодушевленный предмет.

    32) За такие вещи как тарелки, чаши, ложки, ножницы, бляхи-украшения (?), доски для сушки творога (?), шляпные сумки (?), [сундуки], войлок, дождевые плащи, шубы из собачьего меха, шубы из козьего меха, кожаные веревки, уздечки и плети – одна девятка.

    33) За такие вещи как сундуки, конский волос, лошадиные скребки, кисти для письма и перья, ошейники – одна овца.

    34) За такие вещи как деревянные молотки, колуны, корзины и вилы для аргала – одна овца.

    35) За стрелы, медвежьи шкуры и перья взять лошадь, вола, козу (или овцу) – что-то одно из трех.

    36) Если кто-то возьмет кольчугу, шубу из белой лисы или из хэсэмуна (?) 58 или что-нибудь ценное, то, как похититель шуб, должен отдать шесть девяток и либо человека, либо верблюда в качестве компенсации.

    37) За такие вещи как обувь, носки, воротники, куртки для верховой езды, постельные принадлежности или шубы из меха красного или синего тарбагана 59 с запада (?) – три девятки.

    38) За седло – шесть девяток, за стремена и т. п. – лошадь, [за] седельный потник (?) – три девятки.

    39) Если кто-то украдет сокола, ягнятника, бородача или грифа – взять две девятки. За мясо или перья клейменых водных птиц – одну лошадь.

    40) За золотые чаши, золотые шапки и серебряные чаши – шесть девяток и дать человека в качестве компенсации.

    41) За ловушки для дзеренов 60 или птичьи силки – три девятки. За силки для зайцев – одна девятка.

    42) За юртовые двери – один вол и одна овца, за юртовые шесты – одна овца за каждый. 61

    43) Ребенка до десяти лет за воровство не наказывают, после десяти лет – наказывают.

    44) Вновь нанятый слуга-китаец в течение года не наказывается за воровство, после двух лет подлежит наказанию, а после трех лет – уже наказывается как вор (?).

    45) За ловушки-самострелы, ловушки с ножами и птичьи силки – пятерка. 62

    46) За такие вещи как ловушки, веревочные петли – взять лошадь или вола. [131]

    47) Если кто-то убьет вора, он невиновен. Если он убил при защите другого – дать козу или овцу.

    48) Если вор пустил в кого-то стрелу, взять с него девять девяток, независимо от того, попал он или нет, и также взять с него человека или верблюда в качестве компенсации.

    49) Если кто-то взял что-то из ворованной еды, взять пятерку.

    50) За медную (латунную) чашу взять две девятки, за [трехсоставные] путы – две овцы. Если путы принадлежат посланцу, 63 взять лошадь. За медное (латунное) седло – две девятки. За серебряный ошейник – три девятки. За медный ошейник – одну девятку. За оловянный или свинцовый ошейник взять одну овцу.

    51) За войлочную крышу или войлочную стену юрты – три девятки; за кошму с дымового отверстия юрты – одну девятку.

    52) Если кто-то спугнет пять голов из стада, которое пасется само по себе, взять лошадь; за четыре головы – вола; за три головы – овцу; за две головы – козу; за одну – не считать виновным. Если кто-то спугнет табун, в котором более десяти лошадей, взять с него лошадь; если менее десяти лошадей – взять вола. Если кто-то спугнет верблюдов, которые пасутся сами по себе, взять с него по волу за каждого.

    Обратите внимание на перечисление как характерных предметов вооружения, так и вообще, количества утвари в быту у монголов, которых "знатоки" рисуют примитивными кочевниками. Кстати, именно Алтан-хан положил начало глобальному принятию буддизма монголами. При нем началось строительство Эрдэни-дзу - основного буддийского монастыря на территории Монголии (хотя он и не находится на территории, подконтрольной в XVI в. Алтан-хану, но он создавался местным феодалом, находившимся в хороших отношениях с Алтан-ханом и также содействовавшим распространению буддизма).
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:22

    2) "Песнь о разгроме ойратами Шолой Убаши-хунтайджи" (1587), перевод С.А. Козина:
    — Сайн-Сэрдэнги к вам всех ближе живет,
    Сын Мангадая, нойон Сэрдэнги.
    Шлем у него из тоджи-серебра,
    Алый чешуйчатый панцырь на нем,
    Ватная куртка из шелка-тоджи,
    Скачет на пестро-чубаром коне.
    Тысячи две молодцов у него
    В землю две тысячи копий втыкают,
    Держат на привязи коней готовых,
    Коней откормленных будет две тысячи.
    Зубы скрежещут, глотают слюну:
    Где же для травли нам зверь,
    Или где недруг для смертного боя?
    Зубы скрежещут, глотают слюну...
    Вам подойдет он, почтенный нойон?
    — Он у тебя — ничего, подойдет.
    Ну-ка, касатик, кто ж дальше живет?

    Видно своеобразное поведение воинов - своего рода ритуал перед схваткой.

    3) Закон от 1620 г., принятый на съезде феодалов 7 хошунов (княжеств) Халхи:
    6. Если человек ханского происхождения во время сражения сбежит, взять [с него] тысячу лошадей, сто верблюдов и сто панцирей. Если сбежит борджигин — наказание такое же. Если сбежит табунанг или шигэчин — наказание такое же. Если сбежит простолюдин с панцирем, взять у него панцирь и четыре лошади. Если без панциря — взять две лошади


    Обратите внимание на распространенность панцирей.

    4) "Цааджин бичиг" (цинские законы для монголов в составе империи Цин), до 1694 г.:
    Статья [51]. Если на стрелах и копьях не будут соответствующие надписи, то человек, заметивший это, должен получить корову-трехлетку.

    ...

    Статья [61]. Ежегодно дзасак-ваны, дзасак-нойоны, хошунные тайджи и гуны обязаны собирать в одном месте своих хошунных тайджи и цириков (солдат), чтобы проверить исправность лат, луков и стрел, испытать их в стрельбе. Если при осмотре, не устранив [имеющиеся] неисправности, [23а] отправятся в назначенный срок к месту общего сбора и там при генеральной инспекции обнаружится недостача какого-либо оружия или его неисправность, или на каждом оружии не будет надписи имени его владельца, или на гриве и хвосте лошади не будет привязана бирка с надписью [имени ее владельца] и не будет поставлено клеймо, то необходимо определить за тот или иной проступок соответствующую меру наказания.

    Мера же наказания, соответствующая совершенному проступку, не была установлена. Посоветовавшись с тушимэлами, мы решили, что если у цирика какого-либо хошуна обнаружат недостачу оружия или его неисправность, то дзасак-вана того хошуна оштрафовать на три девятка, нойонов, хошунных тайджи и гунов — на два девятка, тайджи — на один девяток 40. С того человека, у которого обнаружится недостача или неисправность оружия, взять пять бодо в пользу дзасака. Если у цирика сзади на шлеме и на спине шубы не будет прикреплена бирка с надписью [23б] и не окажется пометки на ремне оружия, то оштрафовать на три девятка 41. Если кто-то не поставит клейма на лошадь и не привяжет ей бирку с надписью, то взять с него одного бычка-двухлетку и отдать его человеку, поймавшему [такую лошадь].

    Основное наступательное вооружение - копья, луки со стрелами, защитное вооружение - шлемы и панцири.

    5) "Халха Джирум" (цинский кодекс для монголов), данный закон относится к 1718 г., когда шла война империи Цин с Джунгарией и цинские императоры прилагали массу усилий для повышения боеспособности монгольской конницы:
    Да будет благо и успех!

    В год змеи (1718 г.), зимнего первого месяца, первого дня нова хан, шандзотба, бэйлэ и сайты обсудили положение об оружии, о тавреных верблюдах и конях и о военнообязанных, следующего содержания:

    1. Если кто скроет военнообязанного, то взять [с него] штраф ба: восемь лошадей и одного верблюда.

    Тому, кто обнаружит укрывательство, дать трех лошадей и одного верблюда. Если у [военнообязанного] не хватает лука, то взыскать с него коня-трехлетку; если пики — то взять телку-двухлетку. Если кто скроет или продаст или передаст другому [лук и пику], то взять с него отборного коня. Если не хватит двадцати штук наконечников стрел, или десяти стрел, или пяти стрел, то взять барана-трехлетку. Если не хватит сабли или пороху на тридцать выстрелов и тридцать штук пуль да фитиля три сажени (алда), то взять штраф ба, установленный за недостачу стрел. Если не хватит древка к копью, древка длиною в три сажени и аршин (дэлим), то взять барана-трехлетку.

    ...

    8. Каждый ратник должен сделать себе к белому месяцу года мыши (1720) мягкий панцирь. У кого нет сабли, то пусть к этому сроку достанет ее.

    Комплекс вооружения - панцирь разных типов, пика (ок. 5,5 м. по пересчету), лук и стрелы (не менее 20), фитильное ружье и 30 выстрелов к нему, сабля.
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:22

    О ранней стадии развития монгольского языка по Киракосу Гандзакеци (с моими комментариями). Армянский священник Киракос Гандзакеци (ок. 1202 - ок. 1271) побывал в плену у монголов:

    Язык их дик и непонятен нам, ибо
    бога они называют тангри (совр. монг. тэнгэр),
    человека — эрэ, аран (совр. монг. эр – мужчина, мужик, военнообязанный, аран – простолюдин, ныне употребляется только в мн. ч. – ард),
    женщину — эме, апджи (совр. монг. эм),
    отца называют эчка (совр. монг. эцэг),
    мать — ака (совр. монг. эх),
    брата — ага (совр. монг. ах – старший),
    сестру — акатчи (совр. монг. эгч – старшая сестры),
    голову — тирон (совр. монг. тархи(н)),
    глаза — нигун (совр. монг. нʏд(эн) – имело место выпадение интервокальной ɤ между ʏʏ и редукция звука ʏ до короткого),
    уши — чикин (совр. монг. чих(эн)),
    бороду — сахал (совр. монг. сахал),
    лицо — йюз, ниур (соврм. монг. зʏс(эн) - внешность, нʏʏр - лицо),
    рот — аман (совр. монг. ам(ан)),
    зуб — схур, сидун (совр. монг. шʏд(эн)),
    хлеб — отмак (заимствование тюркского слова),
    быка — окар (совр. монг. ʏхэр),
    корову — унэн (совр. монг. ʏнээ(н)),
    барана — гойна (совр. монг. хонь, хонин),
    ягненка — гурган (совр. монг. хурга(н)),
    козу — иман (совр. монг. ямаа(н)),
    лошадь — мори (совр. монг. морь, морин),
    мула — лоса (совр. монг. луус),
    верблюда — таман (совр. монг. тэмээ(н)),
    собаку — нохай (совр. монг. нохой),
    волка — чина (совр. монг. чоно),
    медведя — айтку (нет аналогов, скорее всего, производное от тюркского «аю» – медведь),
    лису — хонкан (совр. монг. ʏнэг(эн)),
    зайца — таблга, тула (совр. монг. туулай),
    курицу — тахеа (совр. монг. тахиа),
    голубя — кокучин (от слова хɵх – голубой, сизый, букв. «сизарь»),
    орла — буркуи-гуш (совр. монг. бʏргэд, вторая часть слова, записанного Киракосом Гандзакеци – тюркское слово «куш» - птица),
    воду — усун (совр. монг. ус(ун)),
    вино — тарасун (совр. монг. дарс(ан)),
    море — наур-тангыз (совр. монг. нуур – озеро, тэнгэс – море).
    реку — моран-улансу (совр. монг. мɵрɵн – река, впадающая в море, улан ус(ун) – «красная вода»),
    меч — иолту (совр. монг. илд),
    лук — ныму (совр. монг. нум(ан)),
    стрелу — сыму (совр. монг. сум(ан)),
    царя — мелик (заимствованное арабское слово),
    патрона — ноин (совр. монг. ноён),
    великого патрона — екка ноин (совр. монг. их ноён),
    страну — эл, иркан (совр. монг. эл – народ, государство, племя, иргэн – народ, население страны, граждане),
    небо — гога (совр. монг. хɵх – синий, голубой),
    солнце — наран (совр. монг. нар(ан)),
    луну — сара (совр. монг. сар(ан)),
    звезды — сарга, хутут (нет аналогий),
    свет — отур (нет аналогий),
    ночь — сойни (совр. монг. шɵнɵ),
    писца — битикчи (совр. монг. бичээч),
    сатану — барахур, элэп (нет аналогий)
    и тому подобные варварские названия, которые в течение многих лет были нам неизвестны, а теперь поневоле стали известны.

    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

    (н), (эн), (ан) - т.н. "факультативная основа", используемая для построения определенных словоформ.
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:22

    Немного о монгольских письменных источниках, созданных в XIII-XIV вв.

    Собственно, корпус монгольских источников XIII в. начинается с надписи на Чингисовом камне (датируется периодом 1219-1224). Уже "Сокровенное Сказание Монголов" - зрелое литературное произведение, фиксирующее нормы развитого монгольского старописьменного языка.

    Легенды на печатях уйгурским письмом, надписи парадного содержания уйгурским письмом и "квадратной письменностью", разработанной тибетским ламой Пакбой для монголов (обычно на стелах и печатях, банкнотах) - наиболее характерные памятники монгольской письменности XIII в.

    Очень рекомендую в связи с этим:
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

    Все эти памятники не оставляют никакого сомнения в том, что монголы XIII в. и монголы XXI в. - идентичные в языковом отношении народы (относительно компонентов их этногенеза можно говорить), с преемственным языком. Вопрос о преемственности культуры монголов XIII в. и современных монголов осложняется радикальным изменением культуры под влиянием буддизма, принятого в целом в конце XVI в.
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:22

    Первая известная надпись на монгольском языке - т.н. "Чингисов камень" - стела, водруженная в честь праздника по случаю победы Чингисхана над Хорезмом:

    Транслитерация:
    Činggis qan-i sartaγul irgen daquliju baγuju xamuγ monγol ulus un arad i Buqa Sočiqai xurigsan tur Esunke ontodorun γurban jaγud γucin tabun alda tur ontudlu γa

    Классический перевод:
    Когда после завоевания сартаульского народа Чингисхан собрал нойонов всего монгольского улуса в местности Буха-Суджихай, Есунхэ выстрелил (из лука) на 335 саженей

    Мой перевод с примечаниями:
    Когда Чингис-хан народ сартагульский (население Средней Азии вне зависимости от национальной принадлежности) за собой следовать принудив (имеется в виду покорение Средней Азии), всего монгольского улуса мужей (все же арад - это мужи, а не ноёд - князья) в Буха-Соджихай собрал (для празднования победы – прим. N-j), Есунхэ выстрелом своим на 335 алда (1 алда = 1,6 м. в наши дни) дострелил [из лука]

    И сам Чингисов камень (ныне хранится в Эрмитаже):
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:23

    Глоссифицированный корпус монгольских источников, созданных на основа уйгурского алфавита (127 шт.):
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

    Работа была проведена Институтом Языкознания РАН (ИЯ РАН) под руководством к.фил.н. Грунтова Ильи Александровича.
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:23

    Надпись на печати Гуюк-хана, мой перевод с комментариями (немного отличается от классического варианта, но в рамках трактовки):
    MUNGKE TNGRI YIN
    KUCHUNDUR YEKE MONGGOL
    ULUS UN DALAI IN
    HANU JRLG EL BULHA
    IRGENDUR KURBESU
    BUSIRETUGEI AYUTUGAI

    Cилой Вечного Тэнгри [поставленного] Великого Хана Великого Монгольского улуса (букв. Море-хана – Далай-хан) повеление этого (т.е. подвластного хану) и иных (т.е. не подвластных хану) народов достигнув, почитайте и бойтесь!
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:23

    Монгольский язык к XIV в. стал языком изящной словесности даже среди мусульман Средней Азии - например, стихотворение мусульманского поэта начала XIV в. Мухаммада аль-Самарканди (обычно его датируют 1324 г.) - сначала идет кириллическая транслитерация, затем - мой перевод, потом литературный (естественно они разные - в рамках трактовки древнего текста):

    Билиг нигэн далай буйу
    көгар тэндэчэ гарийу.
    билгүн йосуни
    билигтү күмүн мэдэиү

    Мой перевод:
    Мудрость морем будет!
    Оттуда родится/выйдет радость/драгоценная жемчужина!
    Мудрость законную
    Мудрец познает

    Перевод литературный:
    Знание как океан
    Драгоценные камни рождаются от него
    Законов знаний
    Мудрый человек знает

    В современном монгольском нет слова көгар, т.к. звук "к" в нем давно перешел в "х", сохранившись только в ойратских. Соответственно, вместо этого слова может быть или слово хөөр (по законам сингармонизма, присущим всем языкам алтайской группы, гласные должны уподобляться. В монгольском это т.н. соответствие "сильных" и "слабых" гласных - в одном слове гласные должны принадлежать к одному из этих рядов, плюс утрата интервокальной "гаммы", которую при непрофессиональной транслитерации часто меняют на "г"), которое означает "радость", или это отглагольное существительное типа "украшение" от сохранившегося в ойратских языках глагола кеерехе - "украшать себя украшениями". также не исключено, что это - заимствованное у мусульман слово гаухар - драгоценная жемчужина. В современном монгольском языке слова "драгоценный камень, драгоценность" давно заменены заимствованным из буддийских текстов словом эрдэни.

    Но тут равнозначный перевод - мудрец или познает радость мудрых законов (слово билгийн - это еще и название раздела буддийского трактата Ганджур о трансцедентной мудрости), или познает мудрые законы, которые подобны драгоценным камням!
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:24

    Ну и теперь, когда начало положено - прошу присоединяться!

    Задавайте вопросы, делитесь знаниями - не все же обсасывать по 100500 раз тему о монгольском вторжении на Русь на основе пересказа пересказов источников!
    ZHAN
    ZHAN
    Понтифик
    Понтифик


    Сообщения : 833
    Регистрация : 2013-10-03
    Дислокация : Беларусь
    Гражданство : Беларусь

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор ZHAN 2013-12-23, 04:24

    Меня интересует период от курултая 1206 г. до внешней экспансии 1211 г., он освещен меньше чем борьба Темучина до его избрания Чингисханом. Хотелось бы увидеть на картах, если возможно, насколько расширилось государство монголов в этот период. Война с Тангутским царством освещена лучше. Но не ясно чем в это время занимались чжурджени? Их ведь не могло не тревожить положение в степи.
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:25

    1) в 10-м месяце 1206 г. (ориентировочно ноябрь 1206) началась очередная цзиньско-сунская война:
    В десятый месяц цзиньский чиновник сюань-фу-ши в Шань-си по имени Тушань-и отрядил генерала Ба-хой-хай для нападения на сунскую заставу Су-лин-гуань 609, который и взял оную. В одиннадцатый месяц цзиньский генерал Яла овладел заставой Кулин-гуань и проходом Синь-дао-хэу. Ба-хой-хай завладел заставой Сяо-ху-гуань и крепостью Ао-цан, потом прошел к Ин-хэу-чжень и немедленно взял сей город.
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

    2) в 9-м или 11-м месяце 1207 г. умер чжурчжэньский император:
    Император Чжан-цзун в день Ниохонь Гулмахунь (светло-зеленый заяц) сделался болен и на другой день во дворце Фу-ань-дянь скончался. Был ему 41 год.

    3) По воцарению нового императора возник дипломатический конфликт с монголами:
    Вэй-шао-ван послал к монгольскому государю Тэмуцзиню 610 указ о том, что он преемствовал императорский престол. Тэмуцзинь спросил цзиньского посла: "Кто новый император?" Посол отвечал, что новый император есть Вэй-ван. Тогда Тэмуцзинь, оборотившись назад, из презрения плюнул и сказал: "Я думал, что государем Срединного государства будет человек, дарованный Небом. Но когда и этот человек может быть государем, то зачем я пойду к нему делать поклонение?" После сих слов, ударив коня, удалился. Услышав это, государь Вэй-шао-ван весьма разгневался и хотел казнить Тэмуцзиня, по прибытии его с данью, но Тэмуцзинь, узнав наперед его намерения, совершенно прекратил свой приезд ко двору Цзинь.

    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

    4) 1208 г. - ничего вразумительного не говорится.

    5) 1209 г. - в Цзинь прошла серия землетрясений и начались набеги монголов:
    В шестой, седьмой и восьмой месяцы происходили землетрясения. Государь Вэй-шао-ван сделал наследником престола своего сына Цзо-вана по имени Цун-цио. В девятый месяц снова было сильное землетрясение. Государь Вэй-шао-ван издал указ, коим требовал верных донесений о причине сего явления, повелел призывать к оружию храбрых воинов и успокоить бежавших. Жители столицы были объяты страхом, почему государь ежедневно выходил к народу и утешал его. Когда вельможи убеждали государя возвратиться во дворец и заниматься делами, государь их не слушал. В одиннадцатый месяц в Средней столице показался огонь из канала в Да-бэй-гэ, который исчез по прошествии десяти дней после явления. Но после того показался огонь из камней, в коих утверждены были колонны перед кумирней (Да-бэй-гэ). По прибытии к тому месту людей, огонь угас, но по удалении от него - снова показался, и таким образом продолжалось десять дней. В сем году народ терпел большой голод, и государь Вэй-шао-ван запретил объявлять ему о злых делах пограничных разбойников.

    6) В 1210 г. началась война с монголами:
    В четвертый месяц монгольский государь Тай-цзу выступил на войну против Цзинь. Цзиньский государь Вэй-шао-ван, услышав об этом, послал чиновника чжао-тао-ши по имени Нянь-хэ-хэ-да в Монгольское государство просить мира, а генералов Цянь-цзяну и Чэн-юя 612 отрядил охранять границы. В восьмой месяц цзиньские вельможи Цянь-цзяну и Чэн-юй не приготовились к защите границ, и монгольское передовое войско, вступив в оные, взяло стан У-юэ. Затем монгольское войско прошло до горного хребта Е-ху-лин 613. (Е-ху-лин находится за пределами Дай-туна.) Цянь-цзяну и Чэн-юй, не смея противоборствовать неприятелю, отступили от Фу-чжэу и стали в Сюань-пин-сяне. Жители города Сюань-пин убеждали Чэн-юя поставить впереди войско, находившееся в городе, а позади оного для вспоможения расположить его войска и напасть на неприятеля. Но Чэн-юй из страха не осмелился воспользоваться их советом и спрашивал только о дороге к крепости Сюань-дэ 614. Туземные жители, насмехаясь над ним, говорили: "Реки, речки и окольные дорожки нам известны, но главнокомандующий не думает, воспользовавшись местными выгодами, сразиться всеми силами с неприятелем. Если он помышляет только о бегстве, то непременно будет разбит". В ту же ночь, когда Чэн-юй с войском уходил на юг. Монгольское войско, преследуя его, поражало с тыла. На другой день, по достижении реки Хой-хэ-чуань 615, войско Чэн-юя было совершенно рассеяно, только сам Чэн-юй успел убежать в крепость Сюань-дэ. После сего монгольское войско взяло заставу Цзюй-юн-гуань. По приближении передового монгольского войска к Средней столице, жители столицы были объяты страхом. Но генерал Лян-тан с твердостью защищал город и успокаивал жителей. Получив об этом известие, шан-цзинский комендант Тушань-и дал 20 тысяч войска генералу Сунь-у-тунь и послал его на помощь к Средней столице. В то же время генерал Чжуху-гао-ци стал с войском за воротами Средней столицы Дун-сюань-мэнь, после чего монгольское войско отступило. [196]
    ZHAN
    ZHAN
    Понтифик
    Понтифик


    Сообщения : 833
    Регистрация : 2013-10-03
    Дислокация : Беларусь
    Гражданство : Беларусь

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор ZHAN 2013-12-23, 04:25

    Елюй-Чуцай при Темучине когда появился и как он стал первым министром?
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:25

    По прошествии года столичный город [государства Цзинь] не смог удержаться и подчинился царствующей династии. /11а/ Тай-цзу (т. е. Чингисхан), давно стремившийся овладеть Поднебесной, когда-то справлялся о близких родственниках дома Ляо и теперь вызвал [его превосходительство] на аудиенцию в [свою] походную ставку. Его величество сказал его превосходительству: “[Дома] Ляо и Цзинь — извечные враги. Я отомстил им (т. е. цзиньцам) за тебя!”. Его превосходительство сказал [ему]: “Со времен моего деда и отца все [мы] служили ему (т. е. дому Цзинь), как подданные 55. Так неужели [я] осмелюсь еще быть двоедушным и стать врагом [своего] государя и отца, будучи подданным и сыном?” Его величество высоко оценил эти слова и оставил его около [себя] для советов.
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
    Во 2-м году [периода правления] Чжэнь-ю (12 февраля 1214 г. — 31 января 1215 г.) [император] Сюань-цзун [со своим двором] переехал в Бянь, и Вань-янь Фу-син ведал делами чжун-шу [шэна]и был наместником (лю-шоу) в Яньцзине. [186] [Елюй Чу-цай] был вызван на службу и сделан цзо-ю сы юань-вай ланом.

    Тай-цзу (Чингисхан) после покорения Яньцзина, услышав его имя, вызвал и принял его. [Елюй] Чу-цай был роста в восемь чи и [у него] были красивая борода и звучный голос. Император, удивленный этим, сказал: “[Дома] Цзинь и Ляо — извечные враги. Мы отомстили им (т. е. цзиньцам) за тебя!”. [Елюй Чу-цай] ответил: “[Еще] мои отец и дед, дав клятву на верность, служили им. Как бы [мы] посмели враждовать со [своими] государями, будучи их подданными!”. Император оценил эти слова. Оставив [его] около себя, [он] стал звать [Елюй] Чу-цая “У-ту са-хэ-ли” (Urtu sacal), а не по [его настоящему] имени. На [монгольском] государственном языке “У-ту са-хэ-ли” означает “длиннобородый” (Чан-жань жэнь (***) — букв. “длиннобородый человек”. Однако по-монгольски у-ту са-хэ-ли (urtu saqal) означает просто “длинная борода”.).
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

    "По прошествии года" - это в 1216 г., если следовать данным текста. Однако в Китопедии сказано, что он прибыл ко двору Чингисхана только в 1218 г. - с 1215 по 1218 гг. он якобы был послушником в буддийском монастыре Баоэньсы (报恩寺) в Пекине.

    Поскольку ни в эпитафии, ни в официальной биографии (составленной между 1368 и 1371 гг.) об этом не говорится ни слова, я воздержусь от комментариев.
    ZHAN
    ZHAN
    Понтифик
    Понтифик


    Сообщения : 833
    Регистрация : 2013-10-03
    Дислокация : Беларусь
    Гражданство : Беларусь

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор ZHAN 2013-12-23, 04:26

    Именно Елюй-Чуцай преодолел оппозицию степной знати и доказал, что облагать данью покоренные оседлые народы выгоднее. Они же предлагали всю захваченную землю превращать в пастбища. Smile
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:26

    Искомый пассаж из "Юань ши":
    Северный Китай только что был усмирен, и народ часто нечаянно нарушал многочисленные запреты (У чу цзинь ван (***) — букв. “нечаянно задевал сеть запретов”., а среди государственных законов не было указов о помиловании. Когда [Елюй] Чу-цай говорил [с другими] о том, чтобы просить [императора] о проведении помилования, то все отделывались словами (Чжун и юнь юй (***).). Только [Елюй] Чу-цай спокойно доложил императору [о необходимости помилования], и был издан императорский указ, [предписывающий] не наказывать за дела, [совершенные] до 1-го дня 1-й луны [года] гэн-инь (16 января 1230 г.).

    Кроме того, [Елюй Чу-цай] по своему усмотрению изложил [императору] по пунктам восемнадцать дел и обнародовал [их] в Поднебесной. Вкратце в них говорилось: [1] в областях следует поставить старших чиновников, а среди пастушеского населения учредить [должности] темников — командующих войсками, и уравнять [их] во власти и силе, чтобы предотвратить своеволие и произвол; [2] земли Северного Китая дают средства и [поэтому] следует оберегать и поддерживать его население; [3] в округах и уездах следует наказывать тех [чиновников], которые посмеют [там] самовольно вводить [новые] подати (кэ-чай) без получения высочайшего указа; [4] должно наказывать тех [чиновников], которые торгуют казенными вещами или заимствуют [их]; [5] должно наказывать смертью монголов (мэн-гу), мусульман (хуй-ху) и тангутов (хэ-си [жэнь]), которые занимаются земледелием, [но] не платят налогов (шуй); [6] должно наказывать смертью смотрителей (цзянь-чжу) [государственного имущества], которые воруют казенные вещи; [7] о тех [преступниках], которые совершили правонарушения, наказуемые смертью, должно представлять доклад императору с изложением мотивов, дожидаться ответа (дай бао) и [только] после этого осуществлять наказание; [8] преподнесение подарков [чиновникам] приносит немало вреда и [поэтому] совершенно необходимо запретить и прекратить [такую практику] [и так далее].

    Император последовал всем этим [советам] и не согласился [с Елюй Чу-цаем] только по вопросу о преподнесении /4а/ даров [чиновникам], сказав [Елюй Чу-цаю]: “Если они добровольно преподносят дары, то надо разрешать им”. [Елюй] Чу-цай ответил: “С этого-то и начинается непременно [все] зло!”. [190] Император сказал: “[Мы] последовали всему, о чем вы докладывали нам. Неужели вы не согласитесь с нами [хотя бы только] в одном деле?”.

    В век Тай-цзу в Западном крае ежегодно были дела, и [Тай-цзу] не имел досуга управлять Северным Китаем. Чиновники сильно обирали [народ налогами] и думали только о себе — богатства [у них] достигали огромных размеров, а у казны не было никаких запасов. [В связи с этим] придворный чиновник Бе-де и другие сказали [императору]: “От ханьцев нет никакой пользы государству. [Поэтому] можно уничтожить всех людей и превратить [их земли] в пастбища”. [По этому случаю Елюй] Чу-цай сказал [императору]: “Ваше величество собирается в поход на Юг, и необходимо иметь средства на удовлетворение военных нужд. Если в самом деле в Северном Китае справедливо установить земельный налог, торговый налог и сборы (Ли (***) — букв. “выгоды” (имеются в виду государственные монопольные налоги).) на соль, вино, плавку железа и [продукты] гор и озер, то ежегодно можно получать серебра 500 тыс. лян, шелка 80 тыс. кусков и зерна свыше 400 тыс. ши. [Их] будет достаточно для снабжения [армии]. Как так можно говорить, что [от ханьцев] нет никакой пользы!”. Император сказал: “Попытайтесь для нас осуществить это!”. Тогда [Елюй Чу-цай], доложив императору, назначил уполномоченных по сбору налогов в десяти лу — Яньцзине и других. На всех [должностях] старших [уполномоченных] и [их] помощников были использованы ученые люди. Такие, как Чэнь Ши-кэ, Чжао Фан и другие, были великодушными и благородными [людьми] и лучшими из лучших во [всей] Поднебесной. На [должностях их] помощников во всех случаях были использованы старые чиновники из шэн и бу [династии Цзинь]. /4б/
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
    Чжан Гэда
    Чжан Гэда
    Эдил
    Эдил


    Сообщения : 439
    Регистрация : 2013-12-19
    Гражданство : Россия

    Монголы - история с древних времен до 1921 в. Empty Re: Монголы - история с древних времен до 1921 в.

    Сообщение автор Чжан Гэда 2013-12-23, 04:26

    Никто еще не сподобился просмотра очередного "степного шедевра" ("Кочевника" уже все простебали) - епический, не побоюсь ентого словца, фильмец "Орда"? Wink

      Текущее время 2024-05-20, 21:53