Эти цифры, даже применительно к армиям всех греческих полисов довольно фантастичны. Давайте вспомним, сколько выставила та самая "вся Греция" при Платеях. Области, поддержавшие Персов, добавили бы к этому количеству не более 50 %. Получаем тысяч 130 по самым оптимистичным подсчетам.
Спасибо. Итак, уже к Платеям, при условии неполной мобилизации, Греция могла выставлять 130.000-ую армию. А если напрягать все силы и принимать в внимание, что между Платеями и Гавгамело 150 лет, заполненной бурным развитием Греции, золотым веком Греции, Вы думаете 215.000 будет фантастичным чем-то? А ведь и Ахемениды имели немалый военный потенциал и, самое скромное, владели 300.000-ей армией. Вы не думаете, что все сходится?
Далее, война с персами не была обязательным мероприятием для полисов и нет официальных данных, что кто-то из них официально делегировал крупные сухопутные воинские контингенты, сравнимые по численности с армией всего этого полиса. Это было бы банально глупо, учитывая то, что взаимоотношения этих полисов друг с другом были сложными. Восточный поход в его начале был весьма сомнительным мероприятием. Пока армия добывает славу там, на востоке, приходит подлый и предприимчивый сосед, не столь озабоченный панэллинизмом, и "ага"...
Это кто? Галикарнасс, бодавшийся с Александром пока было мясо на костях?
"
Многие греческие писатели развивали эту идею - идею завоевательного похода в Азию против Персидского царства Ахеменидов, об ограблении его, захвате, по крайней мере Малой Азии, переселении туда обедневших греков и закабалении км цветного населения. Грекам уже на рубеже V и IV вв. до н. э. стало ясно, что Персидская держава, некогда грозный противник Эллады, угрожавший ей порабощением, ослабела и поход против нее имее все шансы на успех.
И Филипп и Александр учитывали наличие этих настроений среди греков и умело использовали их, стремясь представить планировавшийся ими поход как общегреческое дело, как выполнение исторической миссии эллинского мира в борьбе против азиатского деспотизма и варварства.
Согласно древнегреческим мифам, Дионис, бывший сыном Зевса и смертной женщины (Семелы), покровитель вина и виноделия, первым завоевал Индию. Этот миф особую популярность приобрел в эллинистическую эпоху, когда целый ряд царей уподоблял себя Дионису.
Первоначально термин "варвар" не содержал в себе никакого уничижительного значения. Варварами греки называли народы, не говорящие на греческом языке. Однако постепенно, особенно со времени греко-персидских войн, этот термин стал приобретать специфический характер. Для греков V-IV вв. до н. э. варвар - это человек, яе только не говорящий по-гречески, но и существующий в иных, нежели привычные для греков, формах политической и социальной организации общества. И племена, жившие в условиях первобытнообщинного строя, и пароды, подчиненные монархической власти,- варвары. Важный показатель варварства видели и в ином, нежели у греков, характере культуры и быта. Эти идеи нашли свое наиболее законченное выражение у самого крупного из политических мыслителей Греция IV в. н. э. - Аристотеля. Согласно его идеям, варвары по самой своей природе более низкие существа, нежели греки, и, следовательно, предназначены быть рабами греков."
Левек П. "Эллинистический мир", Москва, "Наука", Главная редакция восточной литературы, 1989.
"Несмотря на временами очень резкие проявления враждебности к господству македонян,
богатые и средние слои греков сочувствовали идее завоевательного похода против Персии. Знакомство с неисчислимыми богатствами Персидской державы уже давно производило на греков сильное впечатление. «Персидского царя и его слуг надо почитать счастливыми,-- писал Ксенофонт,-- видя, как велика и обильна его страна, богатая провиантом, рабами, скотом, золотом, одеждой».7 Ксенофонт «Греческая История» / Под ред. М. Томашевской. М., 1989
Поход 10 тыс. греков достаточно ярко продемонстрировал внутреннюю слабость военной и политической организации персов. Поэтому призыв Исократа: перенести войну в Персию, а персидское золото в Грецию,
нашёл живой отклик.
Вопрос о войне с Персией, о способах её ведения, о её предполагаемых результатах нашел живой отклик среди народных масс...
...В силу этих причин лозунг
войны с Персией не только пробуждал старые воспоминания о величии и славе Греции, но и был той заманчивой и в новых условиях, видимо, посильной задачей, которая находила отклик в самых различных слоях населения и даже придавала некоторое оправдание вынужденному союзу с Македонией. Отряды греческих полисов в сочетании с македонскими фалангами, с высокой по тем временам технической оснащенностью македонской армии представляли собой такую силу, которая могла быть с успехом, как это показал опыт прошлых столкновений, противопоставлена даже превосходящим её в несколько раз по численности персидским войскам. Успех представлялся тем более возможным, что истинные масштабы войны с Персией не были, да и не могли быть ясны накануне войны, когда в первую очередь выдвигалась вполне конкретная, но ограниченная задача освобождения малоазийских городов и более общая, но вместе с тем и несравненно более смутная цель: «отмщение» персам.
Сама эта идея захватить малоазиатские земли и рабов - возникла в их среде и
была заимствована Филиппом и Александром у греков. Поход был идеологически и политически оформлен
как священная месть персам за разорение Греции и поругание греческих святынь во время похода Ксеркса в период Греко-персидских войн."
Шахермайр Ф. Александр Македонский (Сокр. пер. с немецкого М.Н. Ботвинника и Б. Функа), Москва, "Наука", 1986.
Тир и Газа не восприняли. Это лишь самые громкие примеры.
Всего...то
Не мог. По отношению к персам он всегда вел себя "весь на понтах".
Это по словам греков, которые писали под диктовку Александра и всячески питалис восхвалять его, этакий: "честный рубака"
Конкретно перед Мемноном у него вполне возможно превосходство было. Численное - вряд ли большое, а, вот, качественное - да и серьезное. И Мемнон это понимал.
Мемнон еще и понимал то, что в Сузах так и не поняли - пришло в движение вся Греция и это не есть какая-то война против Спарты или Пелепонеского союза - это война против всей Греции + ионейцев, а это, вопреки распространенному мнению историков, типо: "гном (Греция) убыл великана (Ахемениды)" вовсе и не война неравных противников: 250,000 против 300.000 при условии ненадежности мобилизационных возможностей последных...
Подкрепления из Македонии, скифы, персы.
Битвы не были для македонской армии такими уж кровопролитными.
Это, типо, чтоб обосновать 40-50.000 Александра...