После 387 года ситуация приобрела крайнее интересный политический оборот. провинции (части) царства Великий Айк Арцах, Утик и Пайтакаран были присоединены к ослабшему Массагетскому царству, которое по традиции еще и называлась "Ахванкское царство". Но в 428-ом это царство было ликвидировано и на ее месте было создана "Ахванкское марзпанство". В 451-ом, в связи с ослаблением Персии и смутами, власть Сасанидов над регионом ослабла и оно в многом приобрела полунезависимый статус - на территории "Ахванк"-а были созданы ряд аморфных царств - царства Лфин, Чихбов, Маскут, Лезгин, Таваспаранов и тд. В свою очередь на правобережье Куры (Арцах и Утик) было создано уже армянское царство, которое в источниках называется "царство Восточного края". Интересно, что цари этого царства, видя, что титул "царь Ахванка" по сути своей не принадлежит никому, а царства Лфин, Чихбов, Маскут, Лезгин, Таваспаранов и тд. никак не претендуют на нее, проявляя политическую дальнозоркость, взяли этот титул себе (чтобы при случае обосновать свои претензии и на левобережье Кура, как носители титула "царь Ахванка" ). В итоге "царство Восточного края" в источниках стало называться еще о "царство Ахванк", которое, однако, кроме звуковой общности не имела с прежним "царством Ахванка" ровным счетом нечего.
В таких условиях цари этого царства и особенно выдающейся своей деятельностью Вачаган Благочестивый (460 - ок. 510) добились таки того, чтоб было создано "Ахванкская церковь". Этим они в многом добивались относительной независимости от находившейся под персидским влиянием в "Армянском марзпанстве" церкви, да еще и подчеркивали весь и значения своего царства. Но и тут важно отметить, что понятие "Ахванкская церковь", кроме звукавой общности, не имела никакой связи с античным "Ахванкским царством".
Почти 150 лет царством управляло царский род Араншахиков, один из ветвей Сюни. В самом конце 7-ого века, однако, вероломно истребив Араншахиков на пире, власть над царством захватил персидский род Михранянов. В время известных событии, связанные с низложением персидского царя Хормизда IV (579-590) и последовавших затем репрессии Хосрова II один из главнейших родов Персии, Михраняны, будучи вовлеченные в политические интриги, в 596-ом году в главе с Михраном (ок 596-598 ) вынуждены были эмигрировать в Армению. Они вероломно истребили владевшей Арцахом род Араншахиков и захватили власть над краем. Но Михраняни быстро арменизировались. Прямые потомки Михрана носили армянские имена, (Арамаис (ок 598-600, Вард I (ок 600-605), Вардан (ок 605-610), Вард II (ок 610-615), Варазман (ок 615-620), Вараз-Григор (ок 620-636)), а Вараз-Григор был крещен по армянскому обычаю. Что касается его сына, Дживаншира, этого выдающего царя "Восточного царства", то о нем, как о христианине и об армянине, с большой похвалой отзываются все историки и мыслители региона, между прочем горько оплакивая конец царя, павшего жертвой родовой вендетты Араншахиков.
Это царство, имея в своих границах все правобережье Куры, продолжает свое существование до 830 года, когда последний е царь, бездетный Степанос II Абласад (821-830) падает в качестве очередной родовой вендетты Араншахиков. В итоге титул царя уничтожается, над регионом же власть берут в свои руки две могущественные ветви Араншахиков - Северная ветвь, княжество Хачен, и южная ветвь, княжество Дизака. И хотя южная ветвь сам собой был не слабым, все же первенство принадлежало Северной ветви, которое же, в 892-ом,в рамках вассалитета к Анийскому царство, объявило о создании независимого царства. Первым царем этого неслабого государства - царства Хачен, которое охраняло всю восточную границы Анийского царства, стал Амам-Григор Благочестивый (870-892 князь, 892-895 царь). В последующее века роль и значения царства особенно выросли при его могущественном сыне, Саhаке Севада (895-940), могучего зятя третьего армянского Багратуни и по сути своей, второго человека в Анийском царстве.
Примечательно, что в указанные времена понятие "алван", как национальность, под давлением арабов и хазар, уже практически исчезло. А сменившее алванцев на их территории мусульманские эмиратства так и не распространяли свои полномочии на правобережье Куры. И только в половине 10-ого века в Гандзаке обосновывается курдский род Шедадидов, беря под свой контроль юг Утика и Пайтакаран.
В последующие века царство Хачен тесно взаимодействовала с Анийским царством и с его составными частями. После же 1044-а царство Хачен тесно переплелась с царством Сюника. В результате уже к 1084-у году, в результате личной унии царя Хачена Сенекерима, царство Сюника и Хачена объединились.
Продолжая свое существование в районах Арцаха и Северного Утика, царство пережило селджукское владычество и в начале 13-ого века, при Асан-Джалал Великом (1214-1261) достигла больших успехов. Но вместе с этим выдающимся царем перестала существовать и царство - обвиненное в заговоре и казненное монголами Асан-Джалал Великий унес с собой и титул царя. Как и после 830, так и сейчас Арцах и Утик превратились в княжеские уделы, между которыми виднее места занимали потомки Араншахиков Асан-Джалаляны, Дофяны, Ахбакяны и тд. В таком состоянии, худо или бедно, Арцах и Утик пережили падение Илханства, Чобанидов и Джелаеридов, нашествие Тамерлана и власть Кара-Коюнлу. Именно при последних же в второй половине 15-ого века указанные княжеские рода получили статус меликств.
В таком качестве Арцах и Утик встретили век 17-ый, когда шах-Аббас I Великий подтвердил все их права - 5 меликов Арцаха и Утика стали маленькими царями в на своей земле.
В 17-ом веке мелики так усилились, что в начале 18-ого века стали ядром успешной борьбы и фактической независимости на период 1722-1736 годов. Надир-шах, как и в свое время Аббас, подтвердил права меликов.
И только в середине 18-ого века, в результате предательства одного из меликов, некий Панах, разбойник и бродяга, обаснавыавается в Шуши и укрепляет ее. Начинается упорная и не тлеющая до 1828-а война остальных 4 меликов с панахом и с меликом предателем. В итоге Панах и его потомки так и не находят силы обаснавыватся в Арцахе и в начале 19-ого века Карабахское ханство ликвидируется.
Сами меликства ликвидировались в 1828-ом, после чего Арцах и Утик стали частью Российской империи.
На период 1904-1906 годов на этих территориях произошли кровавые столкновения с "Кавказскими татарами", которые, будучи начаты ими же, закончились для них в общем неудачей - народ Арцаха и Утика был верен своим традициям.
После 1918-а основная территория Утика вошла в состав Азербайджана, хотя юридического подтверждение этот акт так и не получил. Местное армянское население подверглась поголовному истреблению. А в Арцахе продолжалась война против Азербайджана, в итоге которого оно продержалась до 1920 года. И только в 1921-ом, в результате решения Сталина, Арцах был введен в состав Азербайджана.
После же 1988... но это уже другая история :)